Что же значит “быть взрослым”? 

В целом я потому и взялась размышлять на эту тему, что зачастую это понятие используется для принуждения – ну, вот это вот всё “возьми себя в руки”, “иди и делай”, “не ной” – это мы обычно ассоциируем со взрослым человеком. А по большому счету единственное, что читается в этих фразах – это призыв перестать испытывать эмоции, фактически “не чувствуй”. И вот мне кажется важным сказать о том, что взрослость – это не категория манипуляции или самопринуждения, а всё-таки состояние личности.

 В середине 20-го века Эрик Берн рассмотрел человеческое общение с точки зрения транзакций (трансакций). Трансакция – действие, направленное на другого человека, единица общения. И пришел к выводу, что человек принимает участие в трансакции с позиции одного из трёх состояний личности: родительского, взрослого или детского.

📌Родитель знает, что можно, а что нельзя, требует, оценивает, учит, руководит.

📌 Ребенок эмоциональный, импульсивный, обидчивый. Он оправдывается или бунтует, фантазирует, дурачится, заискивает. В целом ведет себя так, как вел в детстве.

📌Взрослый рассуждает, работает с информацией, анализирует, принимает решения обдуманно. Здесь нет детского стремления уйти от ответственности и родительской назидательности. Взрослый ориентирован на свою систему ценностей и адекватно воспринимает себя.

С какой позиции человек вступает в общение в каждом конкретном случае зависит от привычки, воспитания, жизненного опыта, и конечно, эти позиции меняются в зависимости от ситуации.

В обычных ситуациях общения участники взаимодополняют друг друга. То есть, если один обращается к другому с позиции родителя, то второй ответит ему скорее всего с позиции ребенка. На обвинение (родитель) мы ответим оправданием (ребенок). На информацию ответим информацией (взрослый-взрослый).

Продолжение в карусели, листайте! ➡️