Как строится работа психолога?

Ко мне часто обращаются родители детей-подростков.
Конечно, семейные ситуации разные – это семьи с одним родителем и такие, где в воспитании принимают участие папа и мама, а порой и такие, где подключаются старшие родственники. И запросы на психологическую работу, конечно, разные, но особенно часто встречается запрос на налаживание коммуникации в семье.
Другими словами, основной запрос родителя – как понять и достучаться, а ребенка – как рассказать и быть понятым. Вот вроде бы и интересы совпадают, а само собой не всегда получается.
Как обычно строится работа в такой ситуации?
⭕ Сначала беседа с родителем. Это беседа один на один, которая нужна для того, чтобы я могла разобраться, какая ситуация сложилась в семье, в чем трудность, и что бы хотелось понять или изменить. А родитель в свою очередь мог узнать, кто я, какие методы будут использоваться, и какова ориентировочная длительность нашей работы. Конечно, я готова предъявить свои дипломы, сертификаты и свидетельства об аттестации, подтверждающие мои квалификацию и право работать психологом.
⭕ Следующий шаг – это знакомство с ребенком. Тоже один на один.
Что же происходит там за закрытой дверью?
Мы разговариваем и рисуем. Основная цель этой встречи не какая-то глубокая психодиагностика, а именно знакомство. Я понимаю, что ребенку, подростку, да и взрослому тоже, может быть сперва немного тревожно – что за психолог? Что он будет делать? Вот, чтобы это чувство в дальнейшем не мешало нашему сотрудничеству, мы знакомимся, болтая о жизни и рисуя картинки, и обычно договариваемся о следующей встрече.
⭕ Следующий шаг – небольшая обратная связь родителю о ребенке – что это за человек, в какой области его трудности, и как мы дальше построим работу.
Обычно все эти три этапа укладываются по времени в одну консультацию, 50-60 минут. И, подводя итог нашей встрече, мы планируем дальнейшую работу.
.
Какая работа дальше? Встречи с ребенком – диагностика, коррекция; встречи с родителем – обратная связь и рекомендации.
🔺
Я обязательно должна пояснить, что “исправить” и “починить” ребенка я не могу, а наладить взаимоотношения – да, но это потребует работы обеих сторон. Работы интересной и результативной 😉